Молитва Ефрема Сирина заканчивается словами: «Господи, дай мне видеть мои грехи и не осуждать брата моего». А как не осуждать, когда видишь недостатки других людей? На эту тему рассуждали священники Димитрий Смирнов и Андрей Ткачёв.
Димитрий Смирнов, протоиерей:
Ты не можешь понять, как тебе не осуждать других? Ну, тогда будешь гореть в аду. Если взять книги святых отцов, найти там все строчки об осуждении, прочитать их, то так устрашишься… Святые отцы всё нам об
этом рассказали.
Тот человек, который осуждает, находится в аду. Напомню, что ад — это место, где пребывают все грешники. А где то место, в котором находится человек, который находится среди людей, которых он осуждает? Он находится среди грешников, поэтому он — в аду.
Это его любимое состояние. Если бы его устрашало осуждение других, то он бы просто-напросто не смог бы осуждать. А если он пребывает в числе тех, кого он осуждает, и они грешники, то и он в аду.
А когда ты не готов никого осуждать, то ты находишься в раю. Тебя окружают праведники, среди которых один-единственный грешник — ты. И ты испытываешь блаженство, потому что тебя взяли в это сообщество.
Дьявол постоянно возбуждает у нас мысли против людей. Ну, и пусть себе возбуждает. У него работа такая. Как у комара — пить кровь у млекопитающих. А если люди не могут противостоять этому, ну, и не надо — пускай пребывают в аду. Рай — это для тех, кто хочет быть в раю. Для всех остальных, кто рассуждает «я не могу», «я не готов», существует ад.
Путь к состоянию не осуждения какой? Сначала терпение в своих нечестивых порывах, потом сочувствие к ближнему, а потом любовь. Потому что если человек согрешает, то тебе лучше всего его пожалеть.
Он согрешает, но и ты согрешаешь. А ведь порой ты больше согрешаешь. Закон такой — человек видит в других только то, что есть в нём самом.
Когда он судит другого, значит, он судит самого себя. И каким судом он его судит, таким будут судить и его. Конечно, его никто судить не будет… Он уже в аду. Он уже осужден. И он сам себе выносит приговор. Причём очень точный и очень строгий.
Андрей Ткачёв, протоиерей:
Если сказать навскидку, то осуждению противостоит оправдание. Если я осуждаю людей и хочу исправиться, то мне нужно искать оправдание для людей. Но в духовном смысле лучше сказать, что осуждению противостоит самоосуждение.
Осуждает других тот, кто не знает себя. Когда мы осуждаем других, то мы как бы выходим из себя, забываем себя, не думаем в это время о себе, а ставим перед собой некий образ осуждаемого человека, как подсудимого. Сами принимаем на себя мантию судьи, краденную, потому что нам её никто не дарил… И начинаем судить человека так, как будто мы сами ни в чём не виноваты.
Когда мы осуждаем, мы забываем, что мы тоже бываем виноваты во многих вещах. Причём в этих же вещах, и, может, больше виноваты, чем те, кого мы осуждаем. И самопровозглашённый судья мечет гром и молнии в воображаемого подсудимого. В этом есть мерзость, поскольку мы забираем суд у единого судьи и забываем о собственных грехах.
Нужно помнить о себе и при желании осуждения включать режим анализа своего поведения, своей вины.
Мы забываем себя или вообще не знаем себя, когда совершаем суд над чужими грехами. Поэтому так смело его и совершаем, не думая, что сказанные о ком-то слова обращаются бумерангом в нашу сторону.
Так что нам надо не забывать о самопознании. Повторюсь, судит других тот, кто не знает себя или забыл себя.