Духовенство


Настоятель — иерей Валерий Шильченко.

 


Отец Валерий

Газета «Батайское время».

Статья о настоятеле Свято-Вознесенского храма иерее Валерии Шильченко.

Настоятель Валерий: «Господь своим путем приводит человека к вере»

Уже два месяца в Храме Вознесения Господня служит новый настоятель – иерей Валерий Шильченко. На этом посту он заменил протоиерея Алексия Демидова.

 В последний день зимы, который выдался на редкость теплым и солнечным, корреспонденты БВ отправились в церковь западного Батайска знакомиться с новым настоятелем. К храму Вознесения Господня мы подошли в момент, когда он служил Водосвятный молебен. На службу собралось немало прихожан. Окунувшись в этот особенный мир, послушав, посмотрев, невольно удивились тому, насколько радостными выходили после службы батайчане…

Добрые  отношения с паствой у нового настоятеля сложились в течение тех восьми лет, которые он уже прослужил в храме Койсуга священником. А в начале января, по решению высшего руководства митрополии, отец Валерий был назначен настоятелем храма.

В этом году ему исполняется 50 лет. У иерея Валерия Шильченко двое взрослых детей и трое внуков. Священником он стал в 33 года.

Но – обо всем по порядку.

Родился отец Валерий в 1963 году в Новочеркасске. Его родители, как и подавляющее большинство жителей Союза Советских Социалистических республик, в Бога не верили. В церковь не ходили по идейным соображениям, да и храмов-то почти не было.

Отец Валерий рассказал, что и его деда-казака, и бабушку расстреляли большевики. Отца, чтобы он не попал под эту «машину», отправили на Урал, а его сестру — в детский дом.

– Говорить о вере в те годы очень сложно, это искоренялось жесточайшим образом, – рассказал священник. – В советское время на Дону было открыто всего два храма – Обуховский, и с начала войны — в Кагальнике. А в других церквях, что уцелели, располагались разные учреждения, фермы, бани.

Будущий священник рос, как и полагалось советскому парню. Прошел армию, а потом закончил Ростовское культпросветучилище. Стал дирижером оркестра музыкальных инструментов. Карьера молодого человека началась с довольно высокой и ответственной должности — директора ДК в Усть-Донецком районе.

По словам самого отца Валерия, Господь своим путем приводит человека к вере. Для него этот путь был связан с музыкой. Неподалеку от места его работы, в станице Нижне-Кундрюченской, находился действующий храм. В него как-то и зашел наш герой, потом наведался еще раз, и стал бывать регулярно.

– Там я пел в церковном хоре и увидел всю церковную жизнь. Тогда, в 27 лет я покрестился. А батюшка  предложил стать дьяконом, – продолжил отец Валерий. Затем он закончил церковное училище и Святотихоновский богословский Московский университет. Священником отец Валерий стал через 6 лет после крещения, в 33 года.

Служить выпало в нескольких местах. В 97 году в Багаевском районе. Трехпрестольный храм, куда он попал настоятелем, был почти полностью разрушен во время войны прямым попаданием нескольких авиабомб. В течение двух лет отец Валерий вместе с паствой восстановили один престол.

Затем переехал в Азов, поближе к семье и престарелой матери, которые жили в Шахтах. Оттуда его через какое-то время перевели служить в Новошахтинск. Там тоже пришлось решать серьезные проблемы, но уже иного плана. Так получилось, что по бумагам половина храма располагалась на территории Новошахтинска, а другая – на землях Красного Сулина. Три с половиной года пришлось разбираться.

Ездить в Новошахтинск из Азова было неудобно, поэтому снова последовал перевод в село Победа и позже — в наш Вознесенский Храм. В нем отец Валерий прослужил вторым священником уже 8 лет.

– О своем назначении настоятелем я узнал на сайте Донской митрополии. Если что-то и изменилось в моей жизни, то лишь то, что теперь я стал заниматься еще административно-хозяйственными делами, – пояснил священник.

По мнению нашего героя, Батайск в духовном развитии отличается от других городов. Здесь много верующих, потому что храмы давно открыты, уже более 20 лет.

– Отличается даже образ жизни Батайска и Койсуга. Койсужане  с советских времен зарабатывают на жизнь, занимаясь по-старинке земледелием. И допустим, если сравнить с Победой и соседним селом Самарским, то здесь выращивают зелень, а там — птицу, в былое время там была большая птицефабрика. А от этого многое зависит. Чем занимаются, такие люди, – пояснил отец Валерий.

Интересную мысль в связи с этим высказал наш собеседник. По словам отца Валерия, трудиться человек тоже должен в меру. Если люди света белого не видят и упахиваются, чтобы заработать себе на кусок хлеба, то это плохо. И конечная цель труда – не нажива. А по его впечатлениям, сейчас время такое, что все делается ради денег, поэтому многим все еще не до Бога.

– Господь все равно приводит своим путем человека к вере, независимо от его желания. А пойдет он или нет — свободная воля Господом не нарушается. Нет совершенных рецептов. Может быть маленькое селение с большим количеством верующих или большой город, где таковых будет немного. Так, например, старый город в Новгороде, там много храмов – памятников архитектуры, а верующих не так много, – рассказал священник.

По его словам, просвещение в вере будет, если строить храмы в городах. Ведь от удобства их расположения тоже многое зависит.

В наш храм приезжают из Ростова, Батайска . Есть семьи, которые продали жилье в Ростове и поселись в Койсуге, чтобы ходить именно в нашу церковь.

В завершение нашей беседы, новый настоятель дал советы батайчанам в преддверии Великого поста.

– Надо посещать предварительные службы, они учат смирению, любви, терпению. И самое главное – примириться абсолютно со всеми до Великого поста, и прежде всего, с собой. Чем меньше страстей, тем лучше. Ведь Великий пост – это время учения. Христос пошел в мир, чтобы люди любили друг друга, и всю жизнь этому учились. Великий пост нам необходим, как время учения. Кто-то выучит новую молитву, кто-то в грехах своих раскается…

Юлия Дорошенко

В Вознесенском храме Батайска открылась школа звонарей

В Ростовской области начала работу школа звонарей. Ее тактическая цель — подготовить служащих храмов к пасхальному богослужению, а стратегическая — возродить на Дону искусство бить в колокола.

Пока пробные трезвоны и перезвоны звучат со звонницы Батайского Вознесенского храма — именно он на ближайшие недели стал кузницей звонарей.

Ученик школы звонарей Роман Егоров на учебном тренажере пока только постигает азы большого колокольного искусства. Он говорит, что самое главное — поймать ритм, также важно научиться правой рукой отбивать трель.

Пока одни стоят внизу, готовятся подняться на колокольню, другие — уже там. Всего приходят около десятка звонарей из разных приходов Ростовской области. Как говорят создатели новой школы, традиция колокольного искусства во времена гонений на церковь практически исчезла. Сегодня каждый храм звонит по-своему. Задача — сделать звучание колоколов универсальным и приближенным к старинной церковной школе. В качестве места обучения выбрали Вознесенский храм на окраине Батайска. Рядом с ним — фрагменты бывшей церкви, уничтоженной 20 веке, их сохранили специально как напоминание о прошлом.

«20 лет назад я поднялся на колокольню и увидел, что вместо колоколов там висят газовые балоны и гильзы снарядов. Это было отображение человеческой души. Здесь в свое время воспитали целое поколение звонарей», — отметил настоятель Вознесенского прихода иерей Валерий Шильченко.

Учат правильно бить в колокола сегодня не только мужчин, но и женщин. Колокола — это почти музыкальный инструмент, пальцы должы быть чуткими. Но помимо практики, как и в любой школе, звонарям читают курс лекций. Например, что такое правильный трезвон или перезвон. И какая между ними разница.

«Практически во всех храмах нашего благочиния есть звонницы, но нет звонаря, который бы квалифицированно мог звонить перед богослужением. Цель обучения — звонить на службу, созывать народ», — говорит куратор школы звонарей Ирина Охновская.

В 21 веке заменить звук колоколов можно техникой. Но для верующих людей колокола остаются одним из символов веры. Медь придает им крепость, олово — звучание. А правильное сочетание — об этом тоже читают лекции — позволяет церковному символу прослужить дольше.

Курс обучения состоит из 16 занятий. За это время нужно освоить всю технику. Но главное испытание еще впереди — пасхальное богослужение. Пока правильно бить в колокола получается не у всех, но преподаватели уверены, что в этом деле главное — душевный подход, а все остальное обязательно получится.

 

 

Комментирование запрещено